Ведомости,
10 марта 2025 г.
Российские компании смогут сэкономить более 4 трлн рублей в год благодаря ИИ
398 просмотров
Решения на базе искусственного интеллекта (ИИ) могут выполнять около 34% рутинных задач одной трети офисных сотрудников. Это позволит бизнесу экономить до 4,13 трлн руб. в год, подсчитали эксперты компании – разработчика решений для бизнес-аналитики «Инфомаксимум».
Согласно исследованию «Инфомаксимума», более трети офисных сотрудников заняты в профессиях и сферах, которые могут быть частично или полностью автоматизированы с помощью нейросетей. Среди основных специальностей, которые могут быть автоматизированы, – работа в сфере клиентского обслуживания, а также все, что связано со сбором и анализом данных.
По данным Росстата, на конец 2024 г. в России около 36 млн офисных сотрудников, а средняя зарплата по стране за прошлый год составила около 84 000 руб. Если учесть, что автоматизировать можно около 34% задач одной трети этих сотрудников, т. е. 12 млн человек, то бизнес сможет сэкономить на фонде оплаты труда (ФОТ) более 4 трлн руб. без учета затрат на внедрение ИИ, объяснил представитель «Инфомаксимума» методику подсчета.
Согласно результатам исследования, сократятся не только расходы на оплату труда, который будет автоматизирован, но и время выполнения таких задач. Сроки сократятся в 2 раза, а количество ошибок, исправлений, переработок и дублирования работ – на 70%, подсчитали в «Инфомаксимуме». Например, в сфере обслуживания клиентов компании могут сократить количество времени, которое сотрудники тратят на ручные ответы, на 50–60%. Страховые компании могут стать продуктивнее в среднем на 30% за счет автоматизации обработки заявок и урегулирования убытков. Автоматизация HR-задач способна снизить нагрузку персонала на 23%, подсчитали в «Инфомаксимуме».
Другие компании, внедряющие ИИ на практике или проводившие подобные исследования, не столь радикальны в своих оценках и прогнозах.
В частности, «Яндекс маркету» внедрение нейросети позволяет экономить 15% операционных затрат, помогая операторам обрабатывать запросы клиентов, в то время как операторы могут следовать подсказкам нейросети в 60% случаев, рассказала «Ведомостям» руководитель направления продуктов для оптимизации бизнес-процессов на базе YandexGPT Эльвира Морозова. Во внутренние процессы «Яндекса» LLM-инструменты внедрили для суммаризации встреч и чатов с кандидатами, составления поисковых запросов, текстов баннеров и подбора ключевых слов для лендингов, добавила она.
Представитель МТС рассказал «Ведомостям», что в компании ИИ используют, например, в HR. Компании удалось автоматизировать до 90% ответов на типовые HR-вопросы, сократить время поиска информации до 1–3 секунд и сэкономить до 4 часов рабочего времени сотрудников в месяц с помощью автоматизации процессов.
По оценкам McKinsey и Gartner, внедрение ИИ может сократить операционные затраты бизнесов на 15–30% за счет автоматизации рутинных процессов, рассказал глава отдела исследований в области ИИ «Университета 2035» Ярослав Селиверстов. В секторах логистики или обслуживания клиентов экономия достигает 20–40% времени, но точные цифры зависят от масштаба внедрения и отрасли: например, в рознице эффект заметнее, чем в креативных индустриях, уточнил он. Селиверстов напомнил, что, по различным прогнозам, к 2025–2027 гг. более 60% российских предприятий будут применять ИИ для рутинных задач.
Оптимизация через ИИ оправданна для рутины, но требует контроля качества, считает Селиверстов. Внедрение ИИ сокращает затраты на ФОТ и стоимость ошибок, но повышает CAPEX бизнеса, напоминает он. По словам эксперта, внедрение таких решений стоит от 1 млн руб. для малого бизнеса до десятков миллионов в корпорациях, но окупается за 1–3 года.
Директор по ИИ корпорации «Синергия» и эксперт Альянса в сфере искусственного интеллекта (в него входят «Сбер», «Яндекс», VK и другие компании) Андрей Комиссаров считает, что внедрение ИИ приведет не к экономии за счет сокращения сотрудников, выполняющих рутинные задачи, а к повышению общей стоимости бизнеса за счет более точного прогнозирования и получения компетенций, которых раньше попросту у компаний не было. «Именно вопрос полезности определяет в первую очередь, нужен ли ИИ бизнесу, а не голая попытка сэкономить, – рассуждает Комиссаров. – Что касается подхода «человеко-часы», тут следует рассуждать с точки зрения того, какие задачи может ИИ взять на себя, а какие новые задачи могут появиться у сотрудника взамен: более креативные и комплексные», – считает он.
В то же время, напоминает директор направления «Искусственный интеллект» АНО «Цифровая экономика» Евгений Осадчук, далеко не каждая организация, внедрившая ИИ-решения, может похвастаться существенным ростом экономических показателей. Он утверждает, что системный эффект по всей организации от ИИ-технологий может проявиться через несколько лет, но ждать столько могут позволить себе не все, предпочитая тратить ресурсы на более осязаемые, близкие и понятные им задачи.
ИИ активно используется молодыми сотрудниками в разных бизнесах, но ему нельзя давать сложные и важные задачи, уточняет гендиректор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов. Цифра 20–30% в ускорении всех процессов бизнеса выглядит достаточно реалистично, считает он. ИИ действительно помогает снять головную боль с сотрудников во многих рутинных или болезненных ранее задачах, при том что какие-то процессы можно ускорить вплоть до 80–90%, а какие-то всего на 5–10%, уточнил эксперт.
Для внутренней автоматизации компании только начинают использовать ИИ, уверен Аверьянов. ИИ справляется с простыми задачами, но если разбираться в качестве выполнения более сложных задач, то начинаются ошибки, поэтому «ИИ нельзя доверять», за ним приходится проверять, отметил эксперт.
ИИ не заменит людей, но перераспределит их роль: сотрудники перейдут к задачам, требующим креативности, эмоционального интеллекта и стратегических решений, где ИИ слаб, резюмировал Селиверстов.
«Ведомости» направили запрос в «Сбер».
Ника СИЗОВА
Вся пресса за 10 марта 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Хайтек и инновации
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 ноября 2025 г.

|
|
Нижегородская правда, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев дал советы, как не купить поддельный полис ОСАГО

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 14 ноября 2025 г.
Россияне все дольше ездят на одном авто и реже их продают

|
|
РИАМО, 14 ноября 2025 г.
Автострахование в 2026 году: нужно ли ДГО в дополнение к ОСАГО и как его оформить

|
|
Финмаркет, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль Allianz в 3-м квартале увеличилась на 15%, превысив прогноз

|
|
Комсомольская правда, 14 ноября 2025 г.
Хотят добиться баланса: в России идет обсуждение реформы ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев рассказал, как проверить подлинность полиса ОСАГО

|
|
Regions.Ru, 14 ноября 2025 г.
Пострадавшие в ДТП смогут получить до ?500 тыс. страховых выплат

|
|
Интерфакс, 14 ноября 2025 г.
Последствия пожара на крупном свинокомплексе Сахалина устранят за счет страховых выплат

|
|
Тренд, Баку, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль иранской страховой компании Sarmad выросла

|
|
Sputnik Беларусь, 14 ноября 2025 г.
Страховые выплаты по каско значительно возросли в Беларуси

|
|
Клопс.ru, Калининград, 14 ноября 2025 г.
«Попробовали на зуб»: в Калининграде лошади искусали машину, пока владелец ходил за грибами

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
Сравни: как запуск Е-ОСАГО изменил российский страховой рынок

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Эксперт назвал ТОП-3 жалоб потребителей в автостраховании

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Как страховым компаниям удержать клиента?

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
ВСК пообещала в течение недели восстановить сервисы после кибератаки

|
|
ГТРК Ставрополье, 14 ноября 2025 г.
Виновник аварии на Ставрополье хотел избежать возмещения ущерба

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Конкуренция на страховом рынке подталкивает компании к новым продуктам

|
 Остальные материалы за 14 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|